1.1.Шум в салонах и кабине экипажа самолета (вертолета), а также на рабочих местахбортпроводников нормируется предельными спектрами уровней звукового давления(дБ) в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 31,5; 63;125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000 Гц и уровнями звука в дБА.
1.2. Уровни звуковогодавления на крейсерских режимах полета не должны превышать значений,соответствующих предельным спектрам, указанным в табл. 1. Уровни звуковогодавления в октавных полосах частот, соответствующие этим предельным спектрам,приведены в табл.2.
Таблица 1
Местоизмерения шума
Номер предельного спектра
самолетов
вертолетов
дальних магистральных
средних и ближних магистральных и сверхзвуковых
местных воздушных линий
Салонкласса:
ПС-80
Первого
ПС-70
ПС-75
ПС-85
Туристского
ПС-75
ПС-80
Экономического
ПС-80
ПС-80
Кабина экипажа
ПС-75
ПС-85
Рабочие места бортпроводников
ПС-80
ПС-85
Примечания:
1. Категория самолета (дальний, средний,ближний магистральный и местных воздушных линий) определяется в техническом заданиина разработку самолета.
2. При уровнях звукового давления в кабинахэкипажа вертолетов, соответствующих предельному спектру ПС-85, должныприменяться индивидуальные средства защиты от шума, обеспечивающие выполнениетребований ГОСТ 12.4.051-78.
Таблица 2
Номерпредельного спектра
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц
31,6
63
125
250
500
1000
2000
4000
8000
Уровни звукового давления, дБ
ПС-65
99
87
78
72
68
65
63
61
59
ПС-70
103
91
83
77
73
70
68
66
64
ПС-75
107
95
88
82
78
75
73
71
69
ПС-80
110
99
92
87
83
80
78
76
74
ПС-85
113
103
96
91
88
85
83
81
79
Примечание. Допускается превышение уровней звукового давления для 10% контрольныхточек до уровней следующего нормированного предельного спектра.
1.3. Для повышения комфортасамолетов должны быть приняты меры по снижению уровней шума до значений,соответствующих предельному спектру ПС-65.
1.4. При контрольныхизмерениях допускается оценка шума по уровням звука в дБА. При этом уровнизвука А не должны превышать уровней, указанных в табл. 3.
Таблица 3
Местоизмерения шума
Уровни звука в дБА
самолетов
вертолетов
дальних магистральных
средних и ближних магистральных и сверхзвуковых
местных воздушных линий
Салонкласса:
85
90
Первого
75
80
Туристского
80
85
Экономического
85
85
Кабины экипажа
80
90
Рабочие места бортпроводников
85
90
Примечание. Допускается превышение уровней звука А не более, чем на 3 дБА для 10%контрольных точек.
1.5. Измерения уровней шумав кабине экипажа, на рабочих местах бортпроводников и в салонах самолетов(вертолетов) производятся в заданных контрольных точках.
1.6. В кабине экипажа и наместах бортпроводников контрольными точками являются рабочие места каждогочлена экипажа.
1.7. В каждом салонесамолета (вертолета) контрольными точками являются пассажирские места у левогои правого бортов, а также пассажирские места, ближайшие к продольной осисамолета (вертолета). При симметричном расположении кресел в салонах измеренияпроводят на ближайших к продольной оси креслах с правой стороны.
Если число рядов в салоне непревышает девяти, то контрольными точками являются пассажирские места напервом, среднем и последнем рядах.
Если число рядов в салонеболее девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на пятирядах, взятых через равные интервалы вдоль салона (в том числе на первом,среднем и последнем рядах).
Если число рядов в салонечетное, то за средний принимают ряд, расположенный ближе к хвостовой частисамолета (вертолета).
В вертолетах с числомпассажирских мест до десяти контрольными точками являются все пассажирскиеместа.
1.8. Контрольные точки всалонах обозначают номером, соответствующим номеру пассажирского кресла.Следует точно указать положение контрольных точек на плане самолета(вертолета). Примеры размещения контрольных точек в самолетах и вертолетах даныв рекомендуемом приложении 1.
2. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЕЙ ШУМА
2.1. Виды измерений
2.1.1. Измерения шума всамолетах (вертолетах) подразделяются на типовые и контрольные.
2.1.2. Типовые измеренияпроводят для определения соответствия данного типа самолета (вертолета) или егомодификации требованиям пп. 1.1-1.3. Эти измерения выполняют всоответствии с требованиями настоящего стандарта при типовых испытанияхсамолета (вертолета) и результаты рассматривают как техническую характеристикусамолета (вертолета) данного типа с заданной компоновкой кабин,теплозвукоизолирующей конструкцией, внутренним оборудованием и типомдвигателей.
2.1.3. Контрольные измеренияпроводят для определения соответствия данного экземпляра самолета (вертолета)требованиям разд.1 или для проверки соответствия характеристик шума характеристикам,определенным в типовых испытаниях. При контрольных измерениях могут бытьдопущены отклонения от условий измерений, указанных в настоящем стандарте,например, уменьшено число контрольных точек и произведена оценка шума поуровням звука А. Все отклонения должны быть указаны в отчете об измерениях.
2.2. Аппаратура
2.2.1. В комплектизмерительной аппаратуры для определения уровней шума в салонах и кабинахэкипажа самолетов (вертолетов) должны входить приборы, обеспечивающиенепосредственное измерение уровней шума в процессе испытаний илипредварительную запись на магнитофон с последующей обработкой в лабораторныхусловиях. В состав комплекта входят микрофон, усилитель, анализатор частот, индикаторныйприбор, самописец уровня и магнитный регистратор. Аппаратура должнаобеспечивать измерение звукового давления в диапазоне частот 25 — 11200 Гц.
2.2.2. Общая погрешностьизмерений уровней звукового давления с учетом градуировочных поправок не должнапревышать ±2 дБ.
2.2.3. Микрофон должен бытьненаправленным. Микрофон с усилителем должен иметь Монтаж ,соответствующие характеристикам шумомера 1-го класса по ГОСТ 17187-71.
Примечание. Если используются микрофоны конденсаторного типа, то они должны иметьотверстие для выравнивания давления по обе стороны мембраны с известнойзависимостью чувствительности от окружающего давления и температуры.
2.2.4. Магнитный регистратордолжен удовлетворять следующим требованиям:
при номинальном уровнезаписи (т.е. на 10 дБ ниже уровня, при котором нелинейные искажения составляют3 %) неравномерность частотной Монтаж в частотном диапазоне 45 — 11200Гц должна быть не более ± 1,5 дБ, а в частотномдиапазоне 25-45 Гц — не более ± 5 дБ;
в любой октавной или 1/3-октавнойполосе частот уровни собственных шумов должны быть не менее, чем на 35 дБ ниженоминального уровня записи.
Примечание. Если спектр измеряемого шума имеет широкий диапазон измененияспектральных уровней, то при записи может использоваться электронная системаусиления отдельных частот последующим их ослаблением при обработке данных.
2.2.5. Анализатор долженсодержать набор октавных или 1/3-октавных фильтров по ГОСТ 17168-71 и возводитьв квадрат, осреднять, преобразовывать в логарифмическом масштабе и считыватьэлектрические сигналы. Период осреднения должен быть не менее 15 с.
Динамический диапазондетекторов анализатора должен быть не менее 50 дБ, причем в диапазоне верхних40 дБ амплитудная характеристика должна быть линейной с погрешностью не более ± 0,5 дБ.
Разрешающая способностьанализатора должна быть не менее 0,5 дБ.
2.2.6. Для комплектаизмерительной аппаратуры, используемой для определения уровней шума, определяютамплитудно-частотную характеристику всего измерительного тракта до и послекаждой серии измерений и не реже одного раза в 6 мес. На калибровочной пленкеследует записать калибровочный сигнал с непрерывной разверткой по частоте вдиапазоне 25-11200 Гц. Для определения уровня собственных шумов измерительноготракта следует произвести запись сигнала с «закороченным» входом длительностьюне менее 20 с.
Примечание. В измерениях шума следует использовать пленку, имеющую те же частотнуюхарактеристику и собственные шумы, что и калибровочная пленка. Желательно,чтобы пленка в одной серии измерений была одной производственной партии.
2.2.7. Для измерений можетбыть использован шумомер 1-го класса по ГОСТ 17187-71 с набором октавныхэлектрических фильтров, удовлетворяющих требованиям ГОСТ 17168-71.
Примечание. Допускается измерение уровней шума в 1/3-октавных полосах частот споследующим энергетическим суммированием уровней для получения соответствующихзначений в октавных полосах частот.
2.2.8. Измерительный трактдолжен иметь свидетельство о государственной или ведомственной поверке.
2.2.9. Шумомеры должныпроверяться на соответствие требованиям ГОСТ 17187-71 не реже одного раза вгод.
2.2.10. Калибровкуамплитудно-частотной Монтаж микрофона в диапазоне частот 25-11200 Гцследует выполнять не реже одного раза в год.
Примечание. Если микрофон подвергался сотрясениям или при подозрении в повреждениимикрофона, следует проводить дополнительные калибровки.
2.3. Подготовкак измерениям
2.3.1. Измерения проводят всалонах и кабинах экипажей самолетов (вертолетов), подготовленных для эксплуатациина авиалиниях.
2.3.2. Внутренняя отделкасамолета (вертолета) должна полностью соответствовать эксплуатационнымусловиям. Спинки кресел должны быть установлены как можно ближе к вертикальномуположению.
2.3.3. Во время измеренийсистема кондиционирования воздуха должна работать на эксплуатационном режимепри полностью включенной системе обдува остекления кабиныэкипажа. Индивидуальная вентиляция на всех пассажирских местах должна бытьполностью включена. Громкоговорящая система должна быть отключена.
2.3.4. Перед полетом и послекаждого полета необходимо производить акустическую калибровку измерительноготракта калиброванным источником шума типа пистонфон на известной частоте (250,500 или 1000 Гц) с погрешностью не более 0,5 дБ.
2.3.5. В начале и в концекаждой кассеты пленки должен быть записан калибровочный сигнал чистого тона(1000 Гц) или широкополосного шума. Данные с магнитной ленты каждой кассетымогут считаться надежными только в том случае, если разность уровней этих двухсигналов (уровнями в соответствующей 1/3-октавной полосе, если используетсяширокополосный шум) не превышает 1 дБ, а для целей калибровки следуетиспользовать среднее арифметическое этих двух сигналов.
Перед каждой сериейизмерений следует тщательно очистить магнитные головки магнитофона.
2.3.6. Установка микрофонов
В контрольных точках вкабине экипажа микрофон устанавливают на уровне головы члена экипажа нарасстоянии 10 см сбоку от уха, расположенного ближе к центру кабины.
На рабочих местахбортпроводников (середина буфета) микрофон устанавливают на высоте 1,65 м отпола.
В контрольных точках всалонах микрофон устанавливают так, чтобы его рабочий центр был на высоте (0,65±0,05) м над точкой пересечения плоскости симметрии кресла со свободнойповерхностью сидения и передней поверхностью спинки кресла. Схема установкимикрофона на пассажирском кресле показана в справочном приложении 2.
Во всех случаях главную осьмикрофона направляют вверх.
2.4. Проведениеизмерений
2.4.1. Измерения шумапроизводят в условиях горизонтального прямолинейного крейсерского полета.
Не допускается проводитьизмерения во время прохождения самолета (вертолета) через зону с сильнойтурбулентностью, когда приращение перегрузки более ± 0,2 кратной и при наличии на высоте полетаснега, дождя и облаков, а также во время маневров, которые отклоняют его отпрямолинейного горизонтального полета.
2.4.2. Во время измерений впассажирском салоне число пассажиров не должно превышать 15 % от максимальногочисла пассажирских мест в салоне. Кресла, на которых проводят измерения, исоседние с ними кресла должны быть свободными.
2.4.3. При использованиикомплекта измерительной аппаратуры для определения уровней шума в каждойконтрольной точке для каждого режима полета следует произвести три независимыезаписи шума в течение времени, минимум в 2,5 раза большего времени усредненияпри обработке данных.
2.4.4. В измеренияхшумомером используют временную характеристику «медленно». При этом в каждойконтрольной точке получают три показания среднего уровня звукового давления иуровня в дБА не менее 5 с каждое.
Примечание. В контрольных измерениях достаточно получать по одному показаниюкаждого уровня звукового давления и уровня звука дБА.
2.4.5. Следует периодическипроводить контроль источников тока всех используемых батарейных приборов.
2.4.6. Необходимо следить затем, чтобы на результаты измерений не оказывали влияния помехи от вибраций,электромагнитных полей. Это проверяется путем надевания на микрофон плотнооблегающего жесткого стального колпачка и регистрацией сигналов с этогомикрофона.
2.4.7. В начале и в концекаждой серии измерений должны регистрироваться с использованием штатныхбортовых приборов следующие параметры полета самолета и режимы работы егосистем: приборная скорость (км/ч), высота полета (м), число Маха,температура наружного воздуха К (°С), режимы работыдвигателей, давление в кабине Па (мм рт. ст.), расход воздуха в кабину экипажаи салоны (кг/ч), температура воздуха в кабине экипажа и в салонах К (°С).
2.5. Обработкарезультатов
2.5.1. В показанияизмерительных приборов должны быть внесены поправки (градуировочные,барометрические, температурные и др.).
2.5.2. Если уровеньзвукового давления в отдельной октавной или 1/3-октавной полосе превышаетуровень шумового фона аппаратуры менее чем на 10 дБ, то в измеренные уровниследует внести поправку А, указанную в табл. 4.
Таблица 4
Разностьмежду уровнем звукового давления и шумовым фоном аппаратуры, дБ
Поправка D, дБ
10
0
От 6 до9
-1
От 4 до5
-2
3
-3
Если разность междуизмеренными уровнями звукового давления и уровнем шумового фона аппаратурыменьше 3 дБ, результаты не приводят.
2.5.3. Результаты каждойсерии измерений оформляют протоколом, форма которого дана в рекомендуемом приложении 3.
2.5.4. Для каждойконтрольной точки вычисляют средний уровень звукового давления в каждойоктавной полосе и уровень звука А, определяемые как среднее арифметическоеизмеренных на каждом режиме уровней, с осреднением до целых значений децибел.
2.5.5. Результаты измеренийпредставляют на бланке, форма которого дана в рекомендуемом приложении 4.
2.5.6. Полученные в каждойконтрольной точке значения уровней звукового давления в октавных полосах частотсравниваются с указанными в разд. 1 максимально допустимыми уровнями дляданного типа самолета (вертолета).
2.5.7. Результатыоформляются отчетом, который должен содержать информацию об измерительнойаппаратуре и ее калибровке, условиях измерений, положении контрольных точек,введенных поправках, полученных уровнях звукового давления и результатахсравнения измеренных уровней с максимально допустимыми для данного типасамолета (вертолета).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РекомендуемоеРасположениеконтрольных точек при асимметричной установке кресел при размещении двигателейв хвостовой части самолета
Черт. 1
Расположение контрольныхточек при симметричной установке кресел при размещении двигателей в хвостовойчасти самолета
1 — салон первого класса; 2 — салон туристского класса
Черт 2
Расположение контрольныхточек при симметричной установке кресел при размещении двигателей в хвостовойчасти самолета
1 — садов первого класса, 2 — салон туристского класса,
3 — салон туристского и экономического классов
Черт 3
Расположение контрольныхточек при симметричной установке кресел при размещении двигателей под крыломсамолета
1, 3 — салоны туристского класса; 2 — салон туристского иэкономического классов
Черт. 4
Расположение контрольных точекпри симметричной установке кресел в вертолете
1 — кабина экипажа; 2 — салон
Черт. 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СправочноеРасположениемикрофона на пассажирском кресле
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
РекомендуемоеПротоколизмерений уровней шума в самолете
__________________________
“____”______________19___г.
Бортовойномер___________________________________________________________
Тип и заводские номерадвигателей__________________________________________
___________________________________________________________________________
Параметры полета
n1
n2
n3
n4
М
H, м
Vпр, км/ч
tн, (°С)
Gвк, кг/ч
Gвc, кг/ч
Р, Па (мм рт. ст.)
tк, (°С)
tc1, (°С)
tc2, (°С)
Номер контрольной точки
Уровень звука, дБА
Среднегеометрическиечастоты октавных полос, Гц
31,5
63
125
250
500
1000
2000
4000
8000
Уровни звуковогодавления, дБ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тип и номераприборов_____________________________________________________
___________________________________________________________________________
Измерения в соответствии сГОСТ_______
провел _______________(фамилия и. о. )
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
РекомендуемоеБланкосредненных значений
СОДЕРЖАНИЕ
1. Допустимые уровни шума. 1
2. Методы измерения уровней шума. 3
Приложение 1 Расположение контрольных точек приасимметричной установке кресел при размещении двигателей в хвостовой частисамолета. 6
Приложение 2 Расположение микрофона напассажирском кресле. 7
Приложение 3 Протокол измерений уровней шума всамолете. 7
Приложение 4 Бланкосредненных значений. 7
Услуги по монтажу отопления водоснабжения
ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495)744-67-74
Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.
Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.
Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > resant.ru/otoplenie-dachi.html
Обратите внимание
Наша компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ входит в состав некоммерческой организации АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Мы так же оказываем услуги по независимой строительной технической эесаертизе.